Активист движения «За траву! Против антиозеленителей» Елена Грищенко рассказала «МН», как можно получить в районной управе деньги на благоустройство собственного двора, почему в Москве продолжают стричь под корень цветы и траву и как спасти столичные газоны.
Елена Грищенко
— Как становятся защитниками газонов?
— Утром 1 июня меня разбудил звук триммера под окном. К тому моменту я была уже немного знакома с законодательством, поэтому выгнала газонокосильщиков, потребовав заменить триммер на газонокосилку. (Газонокосилка является более щадящим для покрова инструментом, не выдирает все под корень.) Потом на встрече с жителями ЮАО экоактивисты нашей группы пообщались с заммэра по ЖКХ Петром Бирюковым, а через несколько дней меня пригласили на совещание «по газонам» с чиновниками из мэрии, префектуры и управы. Результатом стало создание силами инициативной группы экспериментальной площадки во дворе нашего дома. Руководство района нас поддержало. За счет управы купили семена дикорастущих трав — всего на 8 тыс. руб. Посадили клевер, герань, лютики, пижму, молочай, гвоздику, незабудки, душицу и травяную смесь для склона — теперь все это растет в нашем дворе и никто ничего не стрижет. Если мы хотим, чтобы городские власти выполнили свою работу так, как надо, придется потратить очень много сил, нервов и времени, особенно при работе с документами.
— Кто такие антиозеленители и кто входит в вашу группу?
— Мы считаем, что чиновники из департамента природопользования и охраны окружающей среды, районных управ, ГУИС, ОАТИ и УК нацелены на ликвидацию зеленых насаждений в городе — в этом им «помогают» кучи постановлений и регламентов. Именно поэтому мы называем их антиозеленителями.
Сейчас в группе 1300 человек, и каждый день к нам присоединяются новые участники, все — совершенно разные. Просто когда человек видит последствия стрижки газона около своего дома, он начинает искать решение этой экологической трагедии и выходит на нас.
В Москве регулярно стригут траву под корень, и в результате мы имеем «лунные ландшафты» — трава не восстанавливается
Участники группы делятся опытом, куда и что можно написать, чтобы снизить или остановить покосы. В группе много файлов, в которых уже разобрано большинство вопросов. Это все очень помогает.
Из группы «За траву! Против антиозеленителей»
«Сегодня с фотоаппаратом и камерой вышла к газонокосильщику с триммером. Оказывается, вчера к нему другая женщина из нашего дома выходила, поэтому он быстро перестал косить. На камеру имя должностного лица, давшего распоряжение косить, называть отказался. Мы разговорились, и выяснилась криминальная история: он фактически работает дворником в соседнем доме, получает 12 тыс. руб. в месяц, и то нерегулярно. Деньги получает в конверте. По трудовой его оформлять отказываются, а подрядная организация каждые пять месяцев меняет название. И таких, как он, в списке 15 человек».
— Чего добилась группа? Какими достижениями вы можете похвастаться?
— Основное достижение — факсограмма о том, что в городе запрещены покосы триммерами. Есть и упоминания о том, что чиновники из ГУИС должны принимать во внимание просьбы жителей об изменении количества покосов. Все это радует, но успокаиваться нельзя: в Москве все равно регулярно стригут траву под корень, и в результате мы имеем «лунные ландшафты» — трава не успевает давать семена, не восстанавливается.
Чиновники рубанули топором — и за всех москвичей решили, что в столице будут теперь только газоны
— Почему же траву и цветы продолжают стричь под корень?
— Это регламентировано документами, которые использует городской департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Но ведь существуют постановления Правительства Москвы, написанные московскими специалистами, понимающими каким образом надо ухаживать за травянистым покровом, чтобы он возобновлялся. На основе этих постановлений нынешними чиновниками, не разбирающимися в теме, были разработаны подзаконные акты, изменившие все понятия так, как удобно им. В результате сократилось разнообразие типов газонов в городе и вместо исходного множества получено всего два типа покрова.
— Возможно ли заставить чиновников беречь цветы и траву?
— Если допустить существование разнотравья, то, по данным Центра охраны дикой природы, затраты на его содержание сократятся в 20 раз, ведь такой вид травянистой растительности является автономной экосистемой. То есть вместо того, чтобы в течение нескольких лет насиловать природу и обращаться с живым почвенным покровом как с каменным полом, надо было разрабатывать методику ухода за естественной травяной растительностью.
Чиновники же рубанули топором — так быстрее, да и проще, за всех москвичей решив, что в столице будут теперь только газоны, на создание которых требуются колоссальные материальные затраты. О качестве выполняемых работ мы даже не говорим! Поэтому предстоит огромная работа с чиновниками, и мы хотим заставить их осознать необходимость продуманного и бережного подхода к решению природно-озеленительных вопросов, а не считать прибыль от квадратного метра «благоустройства», которое для жителей города на деле оборачивается очевидным вредительством.